В 2022 году МФО могут выйти на банковский рынок
2021 год стал для МФО значимым. Каждая микрофинансового организация должна была получить лицензию. Поскольку не все смогли выполнить требование регулятора, многие компании ушли с рынка. Но сегмент микрокредитования не пострадал. Рынок покинули слабые игроки, чья деятельность была под сомнением. Вместо них пришли новые МФО, готовые полностью соблюдать законодательство. По данным Национального банка, лицензирование получили 232 микрофинансовые компании. Среди них — «Честное слово» В Казахстане.
Рынок кредитования от лицензирования только выиграл, поскольку стал прозрачным и понятным каждому потребителю. Все условия работы четко прописаны в законодательстве. Если же потребитель замечает нарушения, он может жаловаться регулятору. Потребитель сейчас находится под защитой и может быть уверен, что компания, в которую он обращается, стабильная и надежная. Репутация МФО улучшилась, что подтверждает рост объемов кредитования. Kapital.kz приводит такие данные: объем микрокредитов, выданных физическим и юридическим лицам, вырос с 436,5 млрд в начале года до 635,6 млрд или более чем на 45% к концу третьего квартала текущего года.
Генеральный директор компании Solva (группа IDF Eurasia) Анна Максимова утверждает, что «Основной пул заемщиков сектора МФО традиционно составляют МСБ, ИП, а также самозанятые. В пандемийный период активность предпринимателей усилилась ввиду того, что многие были вынуждены приостановить деятельность или снизить темпы работы в прошлом году под воздействием ограничительных мер и запретов. В Solva за этот год увеличились объемы продаж по двум сегментам – потребительскому и бизнес-кредитованию. Мы видим, что предприниматели и граждане, предоставляющие частные услуги, активно развивают свое дело, ищут новые ниши, и мы предполагаем, что эта тенденция продолжится и в следующем году».
Но лицензирование — это только начало. Рынок кредитования будет меняться и дальше. Закон РК «О микрофинансовой деятельности» открыл новые возможности для финансовой деятельности. Kapital.kz приводит слова Анны Максимовой: «Компании получили возможность выпускать облигации, оказывать факторинговые услуги и многое другое. Следует отметить, что Solva стала первопроходцем в этих областях – мы первыми на рынке провели размещения облигаций в тенге и долларах».
Но самое громкое заявление от участников рынка — планы по трансформации МФО в банки. Гендиректор Solva пояснила: «Мы также в числе первых сообщили о своем намерении стать банком, и в следующем году усилия будут в том числе направлены на реализацию этой цели. Ожидается, что еще несколько участников выйдут на банковский рынок. Прежде всего, компаниям это необходимо не ради самоутверждения, а для того, чтобы предоставить клиентам больше возможностей и качественных услуг, сохранив при этом удобство и гибкость, к которым они привыкли при обслуживании в МФО».
То есть МФО становятся клиентоориентированными — создают новые услуги и продукты, удобные для потребителей.
Поделиться в соц.сетях: