На чем казахстанцы экономят?
NielsenIQ провело исследование, которое показало, что половина жителей Республики Казахстан не улучшает улучшения экономического положения в грядущем году, что вполне объяснимо. Сначала все думали, что пандемия закончится через пару месяцев. Максимум — полгода. Но оказалось, что вирус с нами надолго. Уже даже нет надежды, что мы избавимся от него в следующем году. Между тем ограничения, которые рука об руку идут с пандемией, негативно сказываются и на жизни в целом, и на экономике. 2021 год это нам продемонстрировал — во всем мире дорожают товары. При этом доходы людей растут медленно, а у работников некоторых отраслей и вовсе падают. Людям приходится экономить.
75% опрошенных NielsenIQ ответили, что в этом году сокращали свои расходы. Большинство, 67% респондентов, отказались от покупки новой одежды, 61% — от развлечений, 53% — от питания вне дома. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на исследовательскую компанию NielsenIQ.
В исследовании говорится: «Если сравнить показатели второго и третьего кварталов текущего года, становится очевидным: рестораны и развлечения постепенно возвращаются в нашу жизнь. Хотя каждый третий респондент признается, что даже в момент улучшения экономической ситуации продолжит экономить».
Также казахстанцы стали чувствительнее к росту цен. Подорожание продуктов заметили 97% жителей столицы. В прошлом году показатель был на 6% меньше.
«Похожая ситуация сложилась и в Алматы: в 2021 году 97% жителей города указали на рост цен на продукты, в 2020-м этот показатель составлял 93%. Жителей Павлодара, указавших на то, что в 2019 году цены на продукты выросли, насчитывалось 84%, сейчас повышение цен отмечают 93% опрошенных. В Караганде эти цифры составили 89% (2019 год) и 99% в 2021 году. Как результат: каждый второй покупатель в Алматы и Нур-Султане экономит за счет отказа от излишеств, а каждый третий – ищет промоакции».
Что интересно: процент покупателей, готовых перейти на более дешевые марки, по сравнению с прошлым годом заметно уменьшился — в Алматы с 18% на 13%, в Нур-Султане — с 21% на 13%. Респонденты говорят, что предпочитают покупать привычные марки, но в меньших количествах.
Впрочем, не всё так плохо. Экономия — хорошая привычка, она помогает избавиться от излишеств. Примерно 16% опрошенных готовы ради экономии избавиться от курения, 14% — от алкоголя, 14% — уделить больше внимания поиску выгодных предложений по кредитам и страховкам.
Эксперты рынка отмечают, что потребители финансовых услуг действительно стали взыскательнее и внимательнее к условиям договора. Не все, но многие. Это становится хорошей привычкой, потому что люди не кидаются на красивую рекламу и большие обещания, а вдумчиво изучают условия.
Поделиться в соц.сетях: