Мировой финансовый кризис может начаться неожиданно
Никто не станет отрицать, что с наступлением коронакризиса жить стало тяжелее. Цены выросли, а доходы упали. У некоторых с ростом безработицы и вовсе пропали. Больше года мы живем в неспокойной экономической обстановке. Политики нас успокаивают, говоря, что потребление восстанавливается, производство набирает обороты, безработица снижается, ВВП растет. Одним словом, мы выходим из кризиса и уже можно надеяться на светлое будущее. Но экономисты настроены пессимистично и говорят о том, что худшее впереди и глобальный кризис может начаться внезапно.
ИА «Прайм» приводит мнение доцента кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Дианы Степановой.
Сейчас мы видим, как растет инфляция. Чтобы сдержать рост цен, Национальный банк повышает ключевую ставку. Деньги для бизнеса и населения дорожают, поскольку растут проценты по кредитам. В это же время увеличиваются и ставки по вкладам. Регулятор добивается того, чтобы люди меньше тратили и больше сберегали. Так меньше денег будет запущено в экономику, соответственно и рост цен остановится из-за снижающегося спроса. Рано или поздно так и произойдет — люди перейдут от потребления к сбережению. Однако инфляция как скоростной поезд — сразу не останавливается, поэтому центральным банкам во многих странах придется повышать ключевую ставку и дальше.
Кризис 2008 года и Великая депрессия начинались именно с этого, с «дефляционного шока». Диана Степанова допускает, что возможно даже «разрушение привычных форматов финансового сектора».
Понятно, что начнется кризис не в Казахстане. Но «отсидеться» не получится, поскольку страны все связаны между собой — кризис коснется каждого.
Есть и еще один вариант развития событий. Но и он не очень оптимистичный. Цены растут во всех странах мира. Казахстан, как уже было сказано выше, регулирует рост цен ключевой ставкой. Но не все страны могут себе это позволить. Например, Америка не может повысить ключевую ставку из-за огромного госдолга. Вырастет ставка — вырастут расходы на его обслуживание. Получается, что в каких-то странах деньги дорогие, а в каких-то — дешевые. Возникает дисбаланс.
Вместе с этим растет мода на инвестирование. На биржу идут даже те, кто не отличает акцию от облигации. Непрофессионалы вкладывают дешевые деньги в акции крупных компаний, которые у всех на слуху — американские IT-гиганты. На рынке создается «пузырь». Акции переоцениваются.
Но наступит время, когда нам сообщат радостную весть — коронавирус побежден. На фондовом рынке начнется бум — инвесторы бросятся скупать акции компаний, просевших за время пандемии. Это и станет спусковым крючком кризиса.
Стоит ли бояться? Мы привели лишь мнение экономиста, а не аналитику. Может случиться так, как предсказывает Диана Степанова, поскольку риски действительно есть. Но ситуация может развиваться и по другому сценарию, поскольку центробанки уже научены примером многих других кризисов и научились действовать в любых ситуациях, нивелируя риски.
Поделиться в соц.сетях: