Китайские товары в Казахстане могут подорожать

Возьми деньги на лучших условиях!
Рейтинг онлайн МФО Кахастана

За прошедшие месяцы 2021 года товарооборот между Китаем и Казахстаном достиг 11,5 миллиардов долларов, это 24,6% в общем объеме. При этом год еще не завершен — по итогам 2021 года торговля достигнет еще больших объемов. Как видим, экономика Республики Казахстан сильно зависит от Китая. Однако в торговле намечаются проблемы, которые приведут к дефициту и росту цен на китайские товары.

Китайские товары в Казахстане могут подорожать

Затор из поездов на границе с Китаем

Причина перебоев с поставками товаров из Китая — транспортный коллапс на казахстанско-китайской границе, где скопилось около 6 600 вагонов с товарами. Все это ведет к тому, что бизнес и экономика в целом терпят убытки.
Как сообщает АО «Казахстан темир жолы», после 15 августа на станции Алашанькоу были выявлены новые случаи заболевания коронавирусом. Из-за этого власти КНР, чтобы не распространять инфекцию дальше, усилили меры профилактики — ограничили приемку и отправку поездов, идущих через Алашанькоу. Принимаются только контейнерные поезда. Приоритет грузам, проходящим по транзитному коридору Китай-Европа-Китай.
При этом контейнеров в Казахстане насчитывается не так много — не более 200 единиц, хотя обычно в Казахстан из Китая поступает около 4 000 контейнеров в месяц.
Китай — второй по величине партнер Казахстана по торговле. Сбой в поставках приведет к росту цен в стране, поскольку возникнет дефицит. Этого пока нет — используются запасы. Однако если затор на границе будет продолжаться и дальше, то недостаток товаров станет заметен.
Казахстан поставляет в Китай медь, газ, нефть. В обмен на сырье Поднебесная поставляет телефоны, портативную технику, компьютеры, обувь, одежду. Сумма сделок по всем перечисленным товарам сравнима с суммой проданной в Китай нефти. Можно сказать, что на вырученные от сырья деньги страна закупила телефоны, ноутбуки, кроссовки и куртки.

Казахстан зависим от Китая

Издание inbusiness.kz цитирует директора «Улагат Консалтинг Групп» кандидата экономических наук Марата Каирленова: «Ситуация на казахстанско-китайской границе с перебоями грузоперевозок говорит о том, что Казахстану нужно диверсифицировать экономику. Да, Китай – это огромный и привлекательный рынок. Нам нужно на нем присутствовать и развивать торговлю, но нельзя всю торговлю «завязывать» на Китай. КНР – страна непредсказуемая, особенно в последнее время, как все авторитарные страны с очень большим государственным влиянием. Нам также нужно выходить и развивать торговое сотрудничество с другими странами. Нужно торговать со всем миром, а не надеяться, что мы на чужом горбу выедем».
Как отмечает эксперт, ситуация на границе — ключевой урок, из которого страна должна сделать выводы о том, что зависимость от торговли всего лишь страной делает Казахстан уязвимым. Например, половина зелени в стране поставляется именно из Китая. Инфляция в Казахстане и так на максимуме — власти бьются над ее снижением. Перебои с поставкой китайских товаров еще сильнее поднимут цены, инфляция усилится, Нацбанку придется поднимать ключевую ставку еще выше, а это значит, что кредиты еще больше подорожают. Но на микрокредитах ключевая ставка никак не сказывается, потому что проценты регулируются законом.

Есть ли политическая подоплека в транспортном кризисе?

Эксперты спорят — есть ли в проблеме на китайско-казахстанской границе политическая подоплека. Марат Каирленов не исключает, что причина проблемы может быть в том числе и в политических отношениях между странами. Китаист Антон Бугаенко, напротив, политической подоплеки не видит и называет корнем проблемы сбой логистики в целом по всему миру. «Вопрос стоит в том, что в мире происходит сбой в логистике. Наблюдается переориентация грузов в сторону континентальных путей. Скорее всего, вопрос в логистике возник по этой причине. Все пути могут быть заняты грузами, которые отправляются в Европу. Возможно, все контейнеры были направлены в сторону Европы. Здесь также появляется вопрос – как долго ждут грузы из Китая в Европе. То есть говорить о том, что эта ситуация неразрешима, нельзя. Но это проблема для Казахстана, которую нужно решать».
Стоимость доставки товаров в Евросоюз выгоднее для Китая, соответственно, им отдан приоритет.
Также Антон Бугаенко отмечает: «Мог сыграть и фактор ужесточения проверок из-за «индийского» штамма коронавируса, которое в том числе коснулось таможенных постов. Что касается экспорта из Казахстана в Китай, то его можно с уверенностью объяснить санитарными ограничениями. При этом если идет речь об Алашанькоу, то там конкуренция с европейскими составами присутствует, потому что потоки увеличились. Я не думаю, что китайцы специально ограничивают отправку и прием грузов через казахстанско-китайскую границу, потому что сейчас нет никаких реальных поводов и причин для ограничений».
Стоит упомянуть еще об одной проблеме, связанной с поставками из Китая — энергетический кризис, который затрагивает не только Европу, но и Азию.
Высокая стоимость угля, нефти и газа вынуждает страны экономить. В Китае уже введены ограничения — веерные отключения электричества и особый график работы некоторых предприятий, который снижает интенсивность производства. Некоторые производства и вовсе останавливаются, с чем и столкнулись многие мировые компании. Все это в целом тоже могут привести к тому, что на кануне Нового года начнется дефицит телефонов, портативной техники и прочих китайских товаров.

Поделиться в соц.сетях: