Казахстанские потребители стали сдержаны в тратах
В прошлом году индекс потребительского доверия постепенно рос, но в первом полугодии 2022 года начал снижаться. Это говорит о том, что люди чувствуют неопределенность в экономике и стараются меньше тратить. Занимают выжидательную позицию.
Подобное поведение связано с тем, что многие стали оценивать личное материальное благосостояние хуже, чем раньше. К тому же многие убеждены, что сейчас не лучшее время для покупки новых вещей. К тому же многие казахстанцы считают, что их перспективы устроиться на работу или поменять место службы в ближайший год ухудшились. В итоге в первом полугодии 2022 года индекс снизился, что отражает глобальный тренд.
Директор исследовательской компании Nielsen Казахстан Мадина Сейсенгалиева комментирует ситуацию: «На данный момент индекс находится в верхней зоне пессимистичных настроений и коррелирует со снижением мирового индекса потребительского доверия. Однако казахстанцы остаются более оптимистично настроенными, чем, например, россияне».
Падение индекса потребительского доверия началось еще в 2020 году, когда началась пандемия. Снижения показателя, подобного этому, не было последние 15 лет. Далее потребительское доверие начало немного восстанавливаться. Но обострение русско-украинского конфликта привело к тому, что пессимизм во всем мире усилился. Стало понятно, что инфляция будет высокой и к прежним значениям еще долго не вернется.
Что касается Казахстана, то спикер отметила, что «на данный момент жители Казахстана занимают во многом выжидательную позицию: их поведение адаптируется под новую реальность и они все чаще начинают задумываться о стратегиях экономии и оптимизации затрат. Покупатели находятся в поиске оптимального набора магазинов – около 20% из них увеличили выбор мест покупки в поисках лучшей цены. Примерно столько же, наоборот, сконцентрировали свои покупки в небольшом количестве точек, убрав из репертуара более дорогие форматы магазинов».
Казахстанцы сейчас начнут переориентироваться на дискаунтеры, которые предлагают оптимальный выбор с точки зрения цены и ассортимента. К тому же покупатели предпочитают акции, в целом покупают меньше товаров, переориентируются на более низкий ценовой сегмент.
Проблема дефицита не затронула казахстанский рынок товаров повседневного спроса. Изменения не сильные. Пресс-служба национальной торгово-розничной сети Magnum отметила: «По нашим данным, пул поставщиков не сокращается и даже каждый год растет. В основном это происходит за счет локальных производителей. Однако подчеркнем, что это информация по сети Magnum, так как мы заходим в новые регионы».
Поделиться в соц.сетях: