Как Россия повлияет на доступность автомобилей в Казахстане?
После начала спецоперации многие иностранные компании в качестве протеста перестали работать с Россией. Из страны в том числе ушли автомобильные бренды. Казалось бы, как проблемы соседней страны могут отразиться на Казахстане? Но все страны между собой взаимосвязаны. Автомобильный рынок Казахстана может измениться.
В первом полугодии производство легковых автомобилей в России сократилось на 61,8% по сравнению с тем же периодом 2021 года. В июне ситуация не выровнялась. За месяц было выпущено всего 13,4 тысячи машин, а это на 90% меньше, чем в июне прошлого года.
Причина в том, что иностранные бренды разорвали отношения с Россией. Даже компании, у которых в РФ были собственные заводы, продали производство или остановили линию.
Volkswagen приостановил производство автомобилей на обоих своих заводах с 3 марта, Renault — с 28 февраля, а впоследствии передал свою долю «АвтоВАЗу» и покинул регион. Приостановлена в начале марта и работа трех заводов азиатских марок в Санкт-Петербурге — Toyota (выпускались Camry и RAV4), Nissan (Qashqai, X-Trail, Murano) и Hyundai (Solaris, Creta и Kia Rio).
Не лучше обстоят дела и у российских марок. Из-за зависимости от поставки иностранных запчастей АвтоВАЗ вынужден был приостановить производство, сократить модельный ряд и упростить комплектацию.
Последние годы российский автомобильный рынок развивался. Это позволяло насыщать не только внутренний рынок. но и вывозит продукцию в соседние страны, в том числе в Казахстан. Доля РФ в общем объеме импорта новых автомобилей в РК до 2019 года составляла более 50%, в 2020-2021 годах на долю России пришлось чуть менее 40%, однако уже за январь–апрель текущего года показатель упал до всего 32,2%.
Однако пока авторынок Казахстана не сильно просел. Сокращение прошло всего на 8%. Пока дефицита нет. Но ситуация усугубляется тем, что из России в Казахстан ввозились в том числе комплектующие и запчасти. Эффект от сокращения импорта РК может заметить позже, столкнувшись с недостатком нужного товара и ростом цен. Эксперты пока не берутся оценивать масштабы проблемы. Все зависит от того, как поведут себя местные производители и наладится ли ввоз автомобилей из других стран.
Ситуация может усугубиться тем, что автомобили из Казахстана начнут возиться на продажу в Россию. Этим уже занимаются частные перекупщики. Если ввоз машин из других государств не наладится, то дефицит в РК усугубится.
Поделиться в соц.сетях: