Генпрокуратура планирует запретить блогерам рекламировать финансовые услуги
Финансовые пирамиды становятся бедствием для казахстанцев — в прошлом году люди вложили 25 млрд тенге в финансовую пирамиду «Гарант 24 Ломбард». Это около 17 тысяч пострадавших. В этом году тоже обнаружена крупная мошенническая схема, которая привлекла около 4 млрд тенге. О возможности вложить деньги в сомнительные предприятия казахстанцы узнают из рекламы. Не будет рекламы — не будет такого количества пострадавших. Так решили в Генпрокуратуре Казахстана и предложили поправки в КоАП РК, котрые запретят физлицам рекламировать финансовые организации.
Письмо с предложением рассмотреть поправки Генпрокуратура отправила в Нацбанк, Агентство по развитию и регулированию финансового рынка, Ассоциацию финансистов Казахстана, Минюст и МВД.
Если поправки примут, то блогеры, вайнеры и артисты не смогут рекламировать деятельность каких-либо финансовых организаций. Сюда попадают брокеры, банки, страховые компании и т.д. Полный перечень дан в Законе РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
Цель изменений проста — исключить рекламу мошеннических финансовых схем. Сейчас тоже можно привлечь к ответственности лицо, которое занимается рекламой пирамиды.
Однако многих медийных личностей это не останавливает. Например, продюссер Баян Алагузова в рекламном ролике Astex.kz говорит, что в вопросах инвестиций доверят только им, потому что это единственная в стране компания, благодаря которой можно заработать деньги без рисков, инвестируя в тендерные проекты. Она подчеркивает, что «любой инвестор зарабатывает». Уже по одним этим фразам можно сказать, что тут есть признаки финансовой пирамиды. Ни один инвестиционный инструмент не дает гарантий заработка — риск всегда есть.
Почему же реклама продолжает крутиться? Потому что закон хоть и есть, но привлечь к отвественности человека, который рекламировал мошенников сложно. Отвечать по закону герой рекламы будет только после того, как организацию официально признают финансовой пирамидой. Однако расследование подобных дел затягивается на доительное время, а срок привлечения к ответственности по этой статье Административного кодекса всего два месяца.
Чтобы устранить эту лазейку, Генпрокуратура предложила внести изменения и запретить рекламу финасновых компаний. Если поправки будут внесены, привлекать к ответственности инфлюенсеров можно будет сразу после выхода ролика, а не ждать, пока пройдет череда судебных разбирательств.
Впрочем, закон затронет затронет не только мошеннические схемы, но и честные кредитные организации — им придется искать другие площадки для рекламы. А что с пользователями финансовых услуг? Не видя рекламы, но испытывая потребность в финасовых продуктах, они пойдут в интернет, где и наткнутся на сайты нечестных компаний. Так, часто мошенники маскируются под сайты МФО. Чаще всего это фишинговые сайты, которые промышляют сбором информации. До сих пор самым надежным способом подобрать онлайн займ в Казахстане остаются сайты-посредники. Такие как наш Smartzaim.kz. Размещающиеся на них компании проходят отбор.
Многие эксперты с сомнением относятся к инициативе Генпрокуратуры. Например, специалист по коммуникациям Алишер Еликбаев называет предлагаемую меру «идиотской»: «Она перекладывает всю ответственность с регуляторов на людей, которые зарабатывают на жизнь рекламой, то есть тех же блогеров».
По его мнению, если компании выдана лицензия, то они имеют право вести финансовую деятельность и рекламироваться там, где захотят.
Ранее депутат мажилиса Юрий Ли обратился с запросом к генпрокурору Гизату Нурдаулетову, попросив установить фактическую роль блогеров, вайнеров и других публичных лиц в рекламе финансовых/инвестиционных пирамид в Казахстане: «В СМИ постоянно освещаются новые и новые случаи, связанные с данным видом преступления, и за последние три года суммы ущерба исчисляются десятками миллиардов тенге, а количество вовлеченных граждан – десятками тысяч. Если мы обратимся к последним резонансным кейсам по ТОО «Мудараба Кэпитал», ТОО Astex.kz, ТОО ACD technology, по которым идет расследование уголовного дела и департаментом полиции города Алматы задержан один из организаторов, то обращает на себя внимание активное участие в рекламе и привлечении казахстанцев к вложениям в незаконный бизнес со стороны так называемых вайнеров, блогеров и других знаменитостей».
Поделиться в соц.сетях: