Электронные кошельки против пластиковых карт. Кто останется на финансовом рынке
Мы воспринимаем электронные кошельки как способ получать зарплату за работу, сделанную на фрилансе. Электронный кошелек ассоциируется с молодежью и неофициальным заработком, который часто идет из других стран. Между тем в мире другая тенденция — электронные кошельки составляют серьезную конкуренцию пластиковым картам и даже их потесняют. Почему так происходит и будет ли на финансовом рынке нашей страны подобный перекос?
По данным Juniper Research, электронными кошельками по всему миру пользуются более 2 млн человек. В денежном исчислении объем рынка оценивается в 1 трлн долларов. В мире насчитывается около 200 платежных платформ.Особую популярность электронные кошельки имеют в развивающихся странах, например, в Индии и Кении.
Специалисты BTS Digita называют несколько причин высокой популярности кошельков по сравнению с банковскими картами.
В развивающихся странах население обладает низкой финансовой грамотностью и не доверяет банкам. Для них электронный кошелек кажется более простым и безопасным платежным средством, поскольку для него не надо иметь банковский счет, карту и можно обойтись без посещения банка.
Еще одна причина популярности электронных кошельков — дешевые смартфоны и доступный интернет. По статистике, большинство пользователей выходят в интернет преимущественно со смартфонов. Соответственно, людям удобнее пользоваться электронным кошельком, который привязан к приложению в телефоне. Все под рукой.
Однако надо отметить, что дешевые смартфоны имеют ограниченные ресурсы. Например, в них мало памяти для установки приложений. Электронные кошельки предложили решение для таких пользователей — экосистемы. То есть суперприложения, которые объединяют несколько сервисов в один.
Цифровизация мира подгоняет развитие электронных кошельков. Все больше сфер жизни, компаний и рынков уходят в онлайн. Электронные кошельки гармонично вписываются в такую концепцию мира.
Еще одна страна, которая показывает огромный рост рынка электронных кошельков, опережающий банковские карты, — Китай. Национальная экономика Китая так стремительно развернулась из развивающейся в передовую, что рынок финансовых услуг не успел за развитием. Китай проскочил этап популяризации пластиковых карт. Зато электронные кошельки себя комфортно чувствовали в поднебесной — сказались популярность смартфонов, приложений и финансовых экосистем.
Что касается Республики Казахстан, то доля проникновения электронных кошельков еще мала. По оценкам Нацбанка РК, в октябре объем переводов с помощью электронных платежей составил 100 млн тенге, а объем безналичных платежей и переводов — 3,9 трлн тенге.
Пока говорить о вытеснении пластиковых карт с рынка Казахстана по примеру Кении и Китая рано. Сейчас в обращении находятся 45,4 млн карточек. Но большая часть приходится на крупные города. В селах и деревнях ими пользуются меньше. Это и может стать драйвером роста рынка электронных кошельков.
Руководитель платежной системы AituPay Арслан Ибрагимов комментирует ситуацию: «Нужно понимать, что в нашей стране многие не могут пользоваться банковскими картами. По разным причинам: наличие незакрытых кредитов, отсутствие финансовой инфраструктуры или высокий входной барьер в банковскую инфраструктуру. Это большая аудитория, которой мы даем инструмент для онлайн-оплат».
Не надо забывать, что для развития электронных кошельков нужны и другие факторы: доступность интернета, смартфонов, экосистем и уход бизнеса в онлайн.
Пока мы говорим о об электронных кошельках как средстве повышения финансовой грамотности и способе развития финансовой системы в целом. Пластиковые карты на данный момент удовлетворяют большинство потребностей казахстанцев. Это средство платежа в магазине, в интернете, через приложения, способ получения зарплаты. На пластиковую карту в Казахстане можно получить онлайн займ всего за 5 минут.
Поделиться в соц.сетях: