Звонок из банка: как определить, что вы говорите с мошенником

Владельцам платежных карт и счетов время от времени звонят из банка, чтобы уточнить персональные данные, подтвердить факт проведения денежной операции или предложить новые услуги. Этим часто пользуются мошенники: выдавая себя за банковских сотрудников, они совершают телефонные звонки гражданам с целью получить конфиденциальную информацию о банковских реквизитах собеседников, при помощи которой похищают деньги со счетов.

займ
 
Определить, что с вами говорит преступник, можно по нескольким признакам, которые сразу же выдают недобрые намерения собеседника.

Попытки испугать

Получить персональные данные человека проще всего, когда он испуган или встревожен, поэтому мошенники уже с первых минут беседы стараются выбить из колеи свою жертву. Идут в ход заявления о том, что счет гражданина заблокирован, или требование срочно погасить задолженность по несуществующему займу. Преступники рассчитывают, что под давлением собеседник сообщит любую конфиденциальную информацию, рассчитывая решить проблему и вернуться в зону комфорта.

При помощи таких приемов злоумышленники получают информацию о банковских реквизитах, коды доступа к онлайн-банкингу, PIN-коды к картам, номера счетов и кодовые слова.

Нежелание отвечать на вопросы

Разговаривая с потенциальной жертвой, аферисты стараются не отвечать на конкретные вопросы и всячески стремятся запутать собеседника. Они попросту не владеют никакой детальной информацией, ограничиваясь общими фразами: например, уведомляя о «блокировке счета», злоумышленники не называют его номер владельцу, поскольку не имеют доступа к банковской базе данных и в большинстве случаев действуют наугад.

Для сравнения: реальный сотрудник банка видит на экране компьютера полную информацию о клиенте, поэтому с легкостью назовет дату вашего рождения, сумму последней операции, проведенной по карте, остаток денег на счете и т.д.

Если собеседник начинает задавать вопросы, мошенники меняют тему разговора, напоминая о мнимой блокировке карты или подозрительной операции. Ориентируясь на легкомысленных или взволнованных абонентов, преступники могут проигнорировать просьбу представиться или назвать номер отделения, в котором якобы работают.

Излишняя спешка

Обычно телефонные мошенники стараются закончить разговор как можно быстрее, чтобы жертва не догадалась об обмане. Для этого они ссылаются на серьезность ситуации и убеждают человека сообщить требуемые сведения в течение нескольких минут. Постоянно подгоняя собеседника, злоумышленники поддерживают его в состоянии тревоги и спешки.

Если владелец счета просит дополнительные сведения о проблеме, они отвечают, что уточнить все детали можно в отделении или на горячей линии банка, а пока необходимо срочно разблокировать карту или восстановить утерянную информацию.

Звонки с незнакомого номера

Обратите внимание: банковские сотрудники обычно звонят с одного и того же номера, как правило, стационарного. Это связано с тем, что у каждого отделения банка есть свои клиенты, с которыми они связываются с целью информирования о новых продуктах или уточнения информации. Также звонок может поступить с горячей линии компании, номер которой неизменен.

В свою очередь, мошенники звонят с неизвестного номера мобильного телефона, рассчитывая на то, что собеседник не обратит на это внимания.

Как действовать при разговоре

Если во время разговора с сотрудником банка у вас появились подозрения, что это может быть мошенник, сохраняйте спокойствие. Попросите собеседника полностью представиться и назвать отделение, в котором он работает. Задавайте как можно больше вопросов, при этом интересуйтесь информацией, которая точно должна быть доступна банковскому специалисту: номером вашего счета, датой последней транзакции и т.д.

При наличии минимальных сомнений под любым предлогом завершите разговор и перезвоните на официальную горячую линию банка. Не сообщайте собеседнику никакой информации, а если он говорит о проблеме с картой или займом, переадресуйте свои вопросы оператору колл-центра финансового учреждения, в котором у вас открыт счет.

Помните о конфиденциальности персональных данных! Даже реальный сотрудник банка не имеет права задавать вопросы о кодах доступа, включая те, что приходят в SMS-сообщениях, PIN-коды, CVV-коды платежных карт.

Если вы точно определили, что общаетесь с мошенником, не продолжайте разговор и кладите трубку. Обязательно свяжитесь с вашим банком и сообщите о ситуации: все легальные организации борются с такими преступниками и предупреждают о них клиентов.

Поделиться в соц.сетях: